Top.Mail.Ru
Дополнительная информация

Повышение квалификации

Повышение квалификации
Повышение квалификации - один из видов профессионального обучения, предлагаемый сотрудникам компании для совершенствования их теоретических знаний, практических навыков и компетенций в связи с постоянно растущими требованиями к квалификации работников организации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Повышение квалификации

Повышение квалификации

Речь идет о постоянном повышении квалификации в своей области (квалификации). Сегодня недостаточно иметь средне-специальное/высшее образование, необходимо регулярно повышать свою квалификацию, чтобы оставаться востребованным работником. В некоторых профессиях дальнейшее обучение может требоваться по закону. В этом разделе объясняется, что такое обучение, почему оно необходимо и как оно проводится.

Цель и задачи повышения квалификации

Основной целью повышения квалификации является удовлетворение потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в области новейших научных достижений и передового зарубежного и отечественного опыта по данному профилю.

Другой приоритетной целью является обновление практических и теоретических знаний специалистов в связи с возрастающими требованиями работодателей и национальных стандартов к уровню компетентности работников различных профессий.

Обучение также проводится в следующих целях:

  • Мотивация сотрудников. Когда сотрудники получают знания за счет организации, они чувствуют, что руководство заботится о них. Таким образом, у сотрудников организации появится желание повысить собственную производительность;
  • Развитие собственных человеческих ресурсов компании. Это производственная стратегия одной компании. Они предпочитают развивать своих собственных сотрудников, а не нанимать большое количество людей извне организации.

Повышение квалификации и законодательные нормы

В соответствии со статьей 196(4) Трудового кодекса РФ работодатели обязаны направлять работников на повышение квалификации, если это необходимо для полноценного выполнения ими своих обязанностей.

Статья 196(1) Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель вправе по своему усмотрению определять необходимость повышения квалификации работников в соответствии с потребностями предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или коллективным договором.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

  • Краткосрочное повышение квалификации;
  • Проведение тематических семинаров;
  • Длительное повышение квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель решает отправить сотрудника на обучение в рабочее время. В таких случаях зарплата остается прежней, но часть обязанностей приходится перекладывать на других сотрудников. Во многих случаях, однако, программы проводятся в удобное для специалиста время, например, по вечерам, в выходные дни или из удаленных мест.

Существуют три основные формы курсов подготовки специалистов

  • Очная форма. Это самый дорогостоящий вариант. Для его реализации требуется время, инструкторы, помещения и оборудование, и его не рекомендуется совмещать с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

  • Очно-заочная. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

  • Дистанционное обучение. Этот формат выгоден для руководства, но требует от сотрудников максимальной вовлеченности, ответственности и самодисциплины. В этом формате индивидуальные планы обучения всегда доступны обучающемуся.

Работодатели могут выбирать курсы в соответствии с возможностями компании, целями и предпочтениями сотрудников. Таким образом, сегодня набирают популярность внешние методы повышения квалификации, такие как конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Менеджеров часто обучают в формате "case study", когда они решают реальные проблемы компании, или в "баскетбольном методе", который моделирует реальные события.

Методы внешнего повышения квалификации

Внешние методы повышения квалификации включают:

  • Конференции, встречи, симпозиумы Активные методики обучения, которые стимулируют развитие коммуникативных навыков, развивают логическое мышление, обучают конкретным методам публичных выступлений.
  • Тренинги. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, усвоены ли знания за определенный период времени.
  • Лекция. Это самый традиционный метод. Материал здесь усваивается пассивно. На сегодняшний день этот метод не считается лучшим, но дополняется другими методами.
  • Самостоятельное обучение. Это самый простой метод, но он требует самодисциплины и ответственности. Этот метод сегодня развивается благодаря внедрению различных образовательных программ и дистанционного обучения.
  • Интерактивные курсы. Приобретайте, закрепляйте и проверяйте свои знания с помощью обучающих программ.
  • Деловые игры. Суть этого метода в том, что проблема решается не одним человеком, а группой обучаемых.
  • Кейс-стади. Этот метод позволяет обучающимся решать реальные производственные проблемы. В основном он подходит для высшего руководства и менеджеров.
  • Баскет-метод. Он основан на моделировании ситуаций, возникающих на рабочем месте.

Выбор метода обучения зависит от многих факторов, включая характеристики обучаемого, возможности компании (в том числе финансовые), квалификацию тренера и цели процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

Методы обучения на рабочем месте включают:

  • Инструктаж. Используется, когда необходимо освоить навыки на новом рабочем месте.
  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемый взаимодействуют и подключают тех, кто участвует в производственном процессе.
  • Проектная группа. Формируются группы для коллективной работы над одним проектом. Это позволяет группе улучшить навыки управления и решения проблем.
  • Наставничество. Обучение сотрудников на личном примере, когда опыт намеренно передается. Опытные сотрудники передают знания менее опытным сотрудникам.
  • Ротация. Перевод сотрудника в другой отдел компании. В наши дни это очень популярная техника.
  • Стротеллинг.. Молодого сотрудника обучают правилам работы, используя историю организации.
  • Тьюторство. Разновидность наставничества. Происходит обсуждение, в ходе которого обучаемые демонстрируют полученные знания.
  • Шэдуинг. Суть этого метода заключается в том, что, наблюдая за рабочим процессом, можно выяснить, в каких областях должностной подготовки работника имеются слабые места, и разработать план повышения квалификации для их устранения.

Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации

Такие учебные мероприятия обычно проводятся в специально отведенном месте. Основным преимуществом прохождения такого курса является то, что по его окончании ваши навыки будут не только усовершенствованы, но и документально подтверждены.

Курсы предназначены для расширения и увеличения диапазона знаний и навыков, которыми человек уже обладает. Следует отметить, что курсы повышения квалификации доступны только тем работникам, которые уже получили диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. Выбор подходящего учебного центра должен основываться на следующих показателях:

  • Состав преподавательского состава
  • Продолжительность работы учебного центра
  • Стоимость курса
  • Отзывы тех, кто уже прошел обучение.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации являются формами дополнительного профессионального образования и обучения.

Профессиональная переподготовка - это вид дополнительного образования, целью которого является углубленное и всестороннее изучение материала для новой работы. Человек, уже имеющий большой опыт работы в одной области, после переподготовки может начать работать в смежной или совершенно новой области. По окончании курса слушатель получает диплом о переподготовке, с которым он может претендовать на работу.

Самое главное, что в результате переподготовки работник получает новую квалификацию, которая подтверждается дипломом, являющимся документом об образовании.

Повышение квалификации - это способ обновить и актуализировать теоретические и практические знания, полученные в прошлом. Работник получает подготовку, необходимую для выполнения требований работодателя и профессиональных стандартов, оставаясь при этом в рамках своей профессии и квалификации. После прохождения курса продолжительностью не менее 16 часов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Это означает, что они приобрели новые профессиональные компетенции и получают сертификат, подтверждающий это.

Система комментирования SigComments