План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти ("ПЛАРН") - это документ, в котором указаны мероприятия по обнаружению, локализации и ликвидации последствий возможного инцидента. ПЛАРН разрабатывается для защиты персонала, населения и окружающей среды от вредного воздействия нефти/нефтепродуктов, индивидуально для каждого объекта.
Основной целью данного документа является детализация действий по выявлению, предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций, вызванных разливами нефти. В соответствии с ПЛАРН, оперативное реагирование будет осуществляться аварийными бригадами, персоналом объекта и специальными силами.
Согласно Постановлению Правительства РФ №613 от 21.08.2000 г. и с учетом требований Постановлений Субъектов Российской Федерации компании, независимо от их структуры собственности, осуществлявшие:
добычу нефти
разведку месторождений
переработку нефти и нефтепродуктов
транспортировку нефти и нефтепродуктов
реализацию нефти и нефтепродуктов
хранение нефти и нефтепродуктов.
обязаны иметь план ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Для каких объектов разрабатывается ПЛАРН?
танкеры, суда и баржи, которые используются для морских перевозок нефти и нефтепродуктов
нефтедобывающие терминалы двух типов - мобильные и стационарные
специальные емкости, используемые для перевозки нефти и нефтепродуктов авто- и ж/д транспортом
автозаправочные станции
магистральные и технологические нефтепроводы
нефтехранилища и нефтебазы, предназначенные для складирования нефти и нефтепродуктов.
Для чего необходим План ликвидации разливов нефти?
План ликвидации разливов нефти, изложенный в ПЛАРН, позволяет организовать последующие мероприятия, направленные на определение количества технических средств и сил, необходимых для ликвидации разлива нефти в установленные законом сроки и устранения последствий чрезвычайной ситуации. После получения сообщения о разливе нефти локализация разлива должна быть осуществлена в течение 4 часов в случае проведения работ на воде и в течение 6 часов в случае проведения работ на суше.
ПЛАРН предусматривает:
Количество ресурсов и объектов, необходимых для реагирования на чрезвычайную ситуацию, связанную с разливом нефти/нефтепродуктов, адекватность ресурсов и объектов усилиям по реагированию, а также необходимость привлечения специализированных аварийно-спасательных бригад.
Прогнозирование вероятности инцидента с разливом нефти.
Состав, развертывание и взаимодействие сил и средств.
Процедуры поддержания постоянной готовности и указание ответственной организации.
Взаимный обмен информацией между сторонами, участвующими в реагировании на чрезвычайную ситуацию.
Определение приоритетных действий при получении сигналов о чрезвычайной ситуации.
Гидрометеорологические, географические и другие особенности района чрезвычайной ситуации, которые необходимо учитывать при проведении работ по локализации последствий происшествия.
Организация инженерного, финансового и материально-технического обеспечения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
График проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Требуемый уровень защиты объекта, как и срок действия ПЛАРН, определяется с учетом потенциальной опасности, возникающей при аварийной ситуации. Действующая нормативная база устанавливает несколько категорий ЧС по масштабу возможных последствий. В качестве критериев оценки используются два параметра - площадь разлива и объем разлившейся нефти/нефтепродуктов.