Учёт рабочего времени водителей является ключевым аспектом обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения переутомления водителей. Это особенно актуально в условиях современного ритма жизни, когда водители сталкиваются с необходимостью преодолевать большие расстояния и работать в условиях повышенной интенсивности.
Неправильный учёт рабочего времени может привести к ряду негативных последствий, включая снижение концентрации внимания, увеличение риска ДТП и ухудшение общего состояния здоровья водителей. В связи с этим, вопросы учёта рабочего времени водителей приобретают особую важность и требуют тщательного подхода к их решению.
Неправильный учёт рабочего времени может привести к ряду негативных последствий, включая снижение концентрации внимания, увеличение риска ДТП и ухудшение общего состояния здоровья водителей. В связи с этим, вопросы учёта рабочего времени водителей приобретают особую важность и требуют тщательного подхода к их решению.

В данной статье мы рассмотрим основные аспекты учёта рабочего времени водителей, включая особенности режима труда и отдыха и методы контроля. Мы также обсудим роль тахографов в обеспечении соблюдения режима работы и отдыха водителей.
Режим труда и отдыха водителя
Прежде всего, водителю необходимо следить за своим режимом работы и отдыха. Согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, запрещено управлять транспортным средством в состоянии усталости.
Усталость и снижение внимания часто становятся причинами дорожно-транспортных происшествий. По статистическим данным, больше половины всех аварий происходит из-за усталости водителей.
Усталость и снижение внимания часто становятся причинами дорожно-транспортных происшествий. По статистическим данным, больше половины всех аварий происходит из-за усталости водителей.
Режим труда и отдыха водителя должен быть установлен в Правилах внутреннего трудового распорядка компании и указан в трудовом договоре согласно статье 57 Трудового кодекса РФ.
Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных дней регулируются графиком водителя. Существуют три вида графиков:
Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных дней регулируются графиком водителя. Существуют три вида графиков:
- Сменный график — водитель работает в определённую смену (дневную, вечернюю или ночную), которая устанавливается на основе графика, составляемого работодателем ежемесячно и предоставляемого работнику не позднее чем за месяц до начала его действия.
- Разрывной график — рабочая смена водителя делится на несколько периодов с перерывами между ними. Это позволяет избежать переработок и обеспечить равномерную интенсивность перевозок в течение дня. Общая продолжительность рабочих периодов должна соответствовать нормам Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при таком графике может начинаться не ранее чем через 4 часа после начала смены.
- Ненормированный график — водитель вызывается на работу по мере необходимости, часто за пределами установленной продолжительности рабочего дня.
Что такое режим труда и отдыха водителя?
Режим труда и отдыха для водителей (РТО) представляет собой законодательный порядок, который регулирует соотношение рабочего времени и периодов отдыха. Его основная цель — минимизировать усталость водителей, что, в свою очередь, помогает уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий и способствует повышению безопасности на дорогах.
Нормы организации рабочего времени и отдыха для водителей изложены в следующих нормативных актах:
Режим труда и отдыха для водителей устанавливает пределы на продолжительность рабочих смен и времена перерывов для отдыха.
Рабочее время
Рабочее время — это период, который водитель проводит за управлением автомобилем. В то же время, он может заниматься и другими делами:
Если за рулем находятся два водителя, то время отдыха второго, когда управляет первым, не включается в учет.
Отдых
Время отдыха — это период, отводимый на обед и восстановление сил. Обед может занимать от 30 минут до 2 часов. Минимальное время ежедневного отдыха должно составлять не менее чем удвоенное рабочее время предыдущего дня. Например, если водитель отработал 10 часов, ему необходимо отдохнуть не менее 20 часов, включая обед.
Также предусмотрены специальные перерывы для отдыха, которые учитываются в рабочую смену и влияют на расчет заработной платы.
Нормы организации рабочего времени и отдыха для водителей изложены в следующих нормативных актах:
- Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 № 424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" — предназначен для работников организаций и индивидуальных предпринимателей.
- Статья 26 Правил дорожного движения — касается водителей, работающих на частных лиц.
Режим труда и отдыха для водителей устанавливает пределы на продолжительность рабочих смен и времена перерывов для отдыха.
Рабочее время
Рабочее время — это период, который водитель проводит за управлением автомобилем. В то же время, он может заниматься и другими делами:
- проходить медицинское обследование до и после поездки;
- ожидать, пока автомобиль загрузят или разгрузят;
- осуществлять техническое обслуживание автомобиля;
- находиться в простое по причинам, которые от него не зависят.
Если за рулем находятся два водителя, то время отдыха второго, когда управляет первым, не включается в учет.
Отдых
Время отдыха — это период, отводимый на обед и восстановление сил. Обед может занимать от 30 минут до 2 часов. Минимальное время ежедневного отдыха должно составлять не менее чем удвоенное рабочее время предыдущего дня. Например, если водитель отработал 10 часов, ему необходимо отдохнуть не менее 20 часов, включая обед.
Также предусмотрены специальные перерывы для отдыха, которые учитываются в рабочую смену и влияют на расчет заработной платы.
Учет рабочего времени водителя
В зависимости от рабочего процесса и его характера, фирма может выбрать один из двух подходов к учёту рабочего времени водителей: ежедневный или суммированный.
В некоторых ситуациях, таких как городские или пригородные пассажирские перевозки, поездки на длинные расстояния к местам отдыха, а также транспортировка для медицинских учреждений и других служб, рабочее время может быть увеличено до 12 часов. Это возможно только при суммированном учёте времени и не более двух раз в неделю.
Сверхурочные работы ограничены: не больше 4 часов в течение двух последовательных дней и 120 часов в год. На протяжении календарной недели общее время управления автомобилем не должно превышать 56 часов, а за две недели — 90 часов.
- При использовании ежедневного метода максимально допустимая продолжительность работы составляет 40 часов за неделю и 9 часов в день.
- Что касается суммированного учёта, то общая продолжительность часов, отработанных за определённый период (например, месяц или три месяца, если это согласовано с профсоюзом), не должна превышать установленного лимита.
В некоторых ситуациях, таких как городские или пригородные пассажирские перевозки, поездки на длинные расстояния к местам отдыха, а также транспортировка для медицинских учреждений и других служб, рабочее время может быть увеличено до 12 часов. Это возможно только при суммированном учёте времени и не более двух раз в неделю.
Сверхурочные работы ограничены: не больше 4 часов в течение двух последовательных дней и 120 часов в год. На протяжении календарной недели общее время управления автомобилем не должно превышать 56 часов, а за две недели — 90 часов.
За соблюдением режима труда и отдыха водителей следят как сами водители, так и их работодатели.
Компании и индивидуальные предприниматели, которые занимаются перевозками, обязаны устанавливать на свои транспортные средства тахографы. Эти устройства регистрируют время начала и окончания рабочей смены, а также скорость движения и пройденное расстояние. Данные тахографов могут проверить только сотрудники ГИБДД, поэтому водители стараются не нарушать режим труда и отдыха.
График работы водителей закреплён в локальных нормативных актах компании и в трудовом договоре с водителем (статья 57 Трудового кодекса РФ). В табеле учёта рабочего времени фиксируются отработанные часы, перерывы и выходные дни.
Компании и индивидуальные предприниматели, которые занимаются перевозками, обязаны устанавливать на свои транспортные средства тахографы. Эти устройства регистрируют время начала и окончания рабочей смены, а также скорость движения и пройденное расстояние. Данные тахографов могут проверить только сотрудники ГИБДД, поэтому водители стараются не нарушать режим труда и отдыха.
График работы водителей закреплён в локальных нормативных актах компании и в трудовом договоре с водителем (статья 57 Трудового кодекса РФ). В табеле учёта рабочего времени фиксируются отработанные часы, перерывы и выходные дни.